МО РФ
февраль 2004 г.
Целью выполнения работ являлось обеспечение автоматической коррекции положения антенны ТНА-57 в соответствии с суточным перемещением спутника-ретранслятора путем замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования.
Приёмо-передающая спутниковая антенна ТНА-57 с диаметром рефлектора 12 метров, установленная вблизи г. Дубна Московской области, входит в состав земной станции спутниковой связи (ЗССС) и используется для обеспечения связи с объектами в Восточной Сибири и Средней Азии. Связь организована по трем направлениям (по технологии SCPC) через спутник «Горизонт» («Стационар-14») в позиции 96.5°Е.
Рис.1. ТНА-57 - антенна диаметром 12 м. |
Рис.2. Штатное оборудование автосопровождения ТНА-57 |
Спутник находится на наклонной орбите с углом наклона относительно плоскости экватора около 6.4 градуса. Суточное угловое перемещение спутника относительно ЗССС в Дубне составляет более 12 градусов по углу места и около 4 градусов по азимуту. Поскольку ширина основного лепестка ДН 12-метровой антенны на уровне половинного усиления всего 0.44 градуса, требуется круглосуточное автоматическое сопровождение спутника. Причем в «критические» часы, во время пересечения спутником плоскости экватора, перестройку антенны необходимо осуществлять каждые 5-6 минут. Штатное оборудование автосопровождения (Рис.2) давно вышло из строя и не подлежало восстановлению, так как физически и морально устарело. Слежение осуществлялось вручную, силами дежурного персонала станции. Издержки «человеческого фактора» приводили к тому, что перерывы связи составляли до нескольких часов в сутки.
Проект был реализован САТПРО по результатам выигранного тендера. В феврале 2004 г. успешно завершен первый этап работ по модернизации системы автосопровождения приемо-передающей антенны ТНА-57.
Сложность использования контроллера RC2000C с антенной ТНА-57 заключалась в том, что контроллер рассчитан на работу со стандартными актюаторами: электроприводами с двигателями постоянного тока 24÷42В и импульсными датчиками. Перемещение ТНА-57 осуществляется четырьмя (два по каждой оси) двигателями постоянного тока ДПМ-11 с номинальным напряжением 110В и мощностью 2.5 кВт каждый. Двигатели питаются от трехфазной сети переменного тока 380В 50 Гц через тиристорные преобразователи (управляемые выпрямители), поэтому использовать для управления двигателями обычные магнитные пускатели (контакторы), как это рекомендуется производителями RC2000C, невозможно. Антенна оборудована датчиками положения на сельсинах и вращающихся трансформаторах, которые также невозможно использовать с контроллером RC2000C.
В результате модернизации обеспечена круглосуточная автоматическая коррекция положения антенны по сигналам контроллера RC2000C.
Рис.3. Контроллер следящего привода RC2000C. |
Рис.4. В процессе выполнения работ. |